Радиационная безопасность при перелете на самолете

Авиация облегчила людям жизнь, позволяя за короткое время преодолевать огромные расстояния. Но, так ли безопасны перелеты для здоровья человека?  Перелет начинается с досмотра багажа. Уже здесь возникают вопросы: могут ли в процессе досмотра стать радиоактивными  вещи? Не повредит ли рентген  электронному устройству: телефону, планшету  и т.д.? Можно ли употребить в пищу продукт, прошедший  досмотр,  без риска для здоровья?

    Рентгеновский сканер действует по принципу обратного рассеивания, когда при помощи  рентгеновских лучей на экране формируется двухмерное изображение. По своей природе рентгеновское излучение – это электромагнитная волна определенной длины и энергии. Оно производится за счет электронных процессов при подаче на рентгеновскую трубку высокого напряжения и исчезает после того, как напряжение снято. Энергии рентгеновского излучения недостаточно для того, чтобы изменить структуру вещества и создать в нем радиоактивность, возникающую под действием облучения их ионизирующим излучением, а образование продуктов радиационного разложения при таких дозах незначительно. Характерной особенностью рентгеновских лучей является короткая длина волны. Особенностью данного вида электромагнитных волн является то, что они могут нести большую энергию, а значит, имеют высокую проникающую способность. Таким образом, рентгеновские лучи способны проникать не только сквозь багаж, но и сквозь тело человека. Что же касается  опасности такого излучения, то врачи и специалисты  утверждают – вреда нет. Например, в течение 10 недель мы естественным образом (из радиационного фона окружающей среды), получаем такое же облучение, как от одного обследования на рентгеновской установке. К тому же,  мощность излучения      рентгеновских установок для досмотра багажа и товаров (РУДБТ) значительно слабее, чем у рентгеновских установок, применяемых в медицине.

    К негативным последствиям на организм человека может привести получение излучения в 2-3 Зв, но РУДБТ такой мощности не дают.

    Рентгеновское оборудование для досмотра багажа и товаров допущено к использованию, и его работа регламентирована гигиеническим нормативом  СанПиН 2.6.1.3488-17 «Гигиенические  требования  по  обеспечению радиационной  безопасности  при  обращении с лучевыми досмотровыми установками».

    В соответствии с данным документом при работе РУДБТ мощность амбиентного эквивалента дозы рентгеновского излучения на расстоянии 0,1 м от ее внешней поверхности не должна превышать 2,5 мкЗв/ч, а на постоянных рабочих местах лиц, не отнесенных к персоналу группы А или Б – 0,5 мкЗв/ч. В помещениях, в которых эксплуатируются РУДБТ, должен проводиться периодический радиационный контроль.               До начала работ организация должна пройти процедуру государственной санитарно-гигиенической экспертизы и получить  официальное разрешение на проведение рентгеновского досмотра. Это позволяет обеспечить радиационную безопасность данной организации. 

    ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» проводит замеры мощности амбиентного эквивалента дозы рентгеновского излучения от РУДБТ и на рабочих местах персонала, санитарно-гигиеническую экспертизу с выдачей официального заключения о возможности проведения досмотра багажа на РУДБТ.

    Исходя из опыта нашей работы по проведению обследований  радиационной обстановки при осуществлении  замеров мощности амбиентного эквивалента дозы рентгеновского излучения от работающих РУДБТ (нашей организацией периодически  проводится  радиационный контроль  РУДБТ различных типов на таких объектах, как аэропорт, железнодорожные вокзалы г.Саранск и г.Рузаевка, стадион «Мордовия Арена», гостиницы, ФКУ «ИК №18 УФСИН по Республике Мордовия» и т.д.),  измеренная мощность амбиентного эквивалента дозы рентгеновского излучения при досмотре багажа не превышает 1 мкЗв/ч (интервал от 0,10 до 0,79 мкЗв/ч), что соответствует гигиеническим требованиям по обеспечению  радиационной безопасности. Более того, это настолько малая доза излучения, что любые последствия ее воздействия исключены.  Поэтому вещи после сканирования остаются неизменными и не становятся радиоактивными, а технические характеристики установок  подобраны таким образом, чтобы не повредить электронные устройства. 

    Согласно  данных, опубликованных  ВОЗ в 1999 году, воздействие рентгеновских лучей на продукты питания признано в достаточной мере безопасным, что позволяет использовать рентгеновские установки на разных этапах процесса производства продуктов питания. Рентгеновский контроль позволяет выявить в продуктах твердые инородные включения. Так же рентгеновское излучение используют для обеззараживания продуктов питания – оно уничтожает плесень, большинство бактерий, и  других вредителей. Таким образом, продукты, прошедшие через систему рентгеновского контроля, так же  безопасны, как и до сканирования. 

    На борту самолета два главных источника радиации, угрожающей людям: галактические и солнечные космические лучи. Первые приходят с Галактики, их поток стабилен и предсказуем. С солнечной активностью иная ситуация. При выбросах и вспышках на солнце радиоактивное излучение превышает предельно допустимые показатели в несколько сотен раз. Также во время грозы происходит большой выброс гамма-лучей. Т.о., при попадании самолета в грозовое облако есть риск получить большую дозу облучения.

    На степень облучения при перелете влияет также и высота полета. Чем больше высота полета, тем меньше активность защитной оболочки земного шара. Радиоактивный фон увеличивается. В результате этого люди, летящие в самолете, получают определенную дозу облучения. Уровень воздействия радиации на организм человека увеличивается пропорционально времени полета. Значит, количество часов, проведенных в воздухе, для определения полученной дозы радиации становится принципиально важным. Доза облучения при каждом авиаперелете равна дозе, которую получают при прохождении рентгеновского обследования. Полученная доза радиации за один перелет невелика. Для здоровья редко летающего авиапассажира она не представляет особой опасности. А вот люди, которые летают часто  и по многу часов (особенно экипажи самолета), подвергаются  несоизмеримо большему риску, так как в организме происходит накопление дозы облучения.

    В самолете от такого негативного воздействия никуда не спрятаться. Самолеты не оборудованы специальным покрытием, которое бы отражало радиацию. Но на  борту имеются приборы, которые контролируют ее показатель. Таким образом, радиация в самолете во время полета постоянно находится в предельно допустимых значениях. Угроза здоровью появляется лишь в том случае, если пилот самолета игнорирует сигналы дозиметра: не снижает высоту, и не предупреждает пассажиров о повышении дозы радиации.

    ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» проводит контроль за радиационной обстановкой на воздушном судне в соответствии с МУ 2.6.1.1193-03 «Радиационный контроль загрязнения воздушного судна и определение мощности дозы ионизирующего излучения в составе узлов и агрегатов авиационной техники». В состав радиационного контроля входит: поиск участков радиационного загрязнения поверхностей самолета, измерение уровня загрязнения радиоактивными веществами внутренних помещений и поверхности самолета, а также измерение мощности дозы излучения в его помещениях. При организации и проведении радиационного контроля учитывается, что в ряде агрегатов, блоков оборудования и систем управления самолетом используются радиоизотопные приборы, которые могут оказывать влияние на значения контролируемых параметров. Кроме того, в ряде самолетов могут сохраниться светосоставы постоянного действия на основе радиевых препаратов, которые применялись раньше для подсветки надписей на пультах управления, рукояток управления, выключателей и т.д. На основе результатов контроля принимается решение о необходимости вмешательства и разработки комплекса мероприятий для обеспечения радиационной безопасности экипажей самолетов,  авиационного персонала и пассажиров. В случае обнаружения превышений значений мощности эквивалентной дозы или уровней снимаемого загрязнения, воздушные судна должны отстраняться от эксплуатации до установления причин загрязнения и проведения защитных мероприятий (дезактивации).

 

 

Категория документа:

Источник https://13.rospotrebnadzor.ru/content/radiacionnaya-bezopasnost-pri-perelete-na-samolete

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *