Приказ о мерах по реализации приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании»

ПРИКАЗ 

№ 96 от 12.09.2014

О мерах по реализации приказа Генерального прокурора
Российской Федерации от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского
надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и
природопользовании»

Анализ практики прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользовании в Архангельской области свидетельствует о недостаточно эффективной работе контролирующих органов и органов прокуратуры в данной сфере.

Наибольшее количество нарушений допускается в части оборота отходов производства и потребления. Предприятиями и организациями лесной и деревообрабатывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства допускается эксплуатация свалок промышленных и бытовых отходов без соответствующих разрешений контролирующих органов и с нарушением требований законодательства, регулирующего порядок учета и обращения отходов, размещение свалок в водоохранных и лесопарковых зонах, на особо охраняемых природных территориях.

Имеют место нарушения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, охраны и добычи водных биоресурсов, о лесопользовании, выявляются случаи загрязнения почв, водных объектов.

В числе основных причин загрязнения водоемов по санитарно-химическим и микробиологическим показателям является сброс в водоемы без очистки или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод, неудовлетворительная эксплуатация морально и физически устаревших и не соответствующих по своей мощности объему сброса сточных вод очистных сооружений.

Многие предприятия лесоперерабатывающего комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, использующие в своей деятельности нефтепродукты, не имеют разрешений на сброс загрязняющих веществ, превышают установленные лимиты сбросов, не выполняют планы природоохранных мероприятий, не вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Имеют место нарушения экологического законодательства при строительстве.

Вместе с тем прокурорский надзор на данных направлениях ослаблен. Не налажено должное взаимодействие с контролирующими органами, не во всех случаях дается оценка эффективности и полноте принимаемых ими мер. Проверки исполнения названного законодательства прокурорами планируются и проводятся редко. Не во всех случаях виновные в нарушении законодательства лица привлекаются к установленной законом ответственности.

В целях реализации приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании», руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заместителям прокурора области, руководителям структурных подразделений аппарата, прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур:

1.1. Принять меры по реализации приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» (далее – Приказ № 165);

1.2. Обеспечить не реже 1 раза в полугодие сбор и анализ статистических данных о поступающих в правоохранительные органы области сообщениях о преступлениях, материалах процессуальных проверок и уголовных делах о преступлениях в сфере экологии и природопользования (отдельно по вопросам охраны атмосферного воздуха, земли и почв, водных объектов, объектов животного мира, охране и добычи водных биоресурсов, об отходах производства и потребления, о лесопользовании);

1.3. Ежеквартально проводить проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды органами государственной власти, местного самоуправления области и органами контроля (надзора), обращая особое внимание эффективности их работы в данном направлении, регулярности и полноте проводимых ими проверок, законности и своевременности принятых мер, контролю за исполнением выданных предписаний, уплате административных штрафов, законности принимаемых правовых актов в рассматриваемой сфере, а также деятельности наиболее крупных предприятий, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты на поднадзорной территории.

Решительно пресекать случаи бездействия контролирующих органов по выявлению и устранению нарушений при таких выбросах без разрешительной документации либо с нарушением установленных нормативов, привлечению виновных лиц к ответственности;

1.4. При выявлении фактов аварийного, несанкционированного или сверхнормативного выброса загрязняющих веществ обеспечить своевременное проведение проверок и координацию деятельности контролирующих органов по документальному оформлению нарушений, определению размера и возмещению ущерба, причиненного окружающей среде.

2. Отделу по надзору за исполнением федерального законодательства (Митянина Т.А.):

2.1. Совместно с Архангельским межрайонным природоохранным прокурором обеспечить сбор и не реже 1 раза в полугодие до 20 января и 20 июля (начиная с 20.01.2015) анализ статистических сведений о состоянии окружающей среды и надзорной деятельности контролирующих органов области (ТУ Росприроднадзора по области, Двинско-Печорского ТУ Росрыболовства, управления Роспотребнадзора и Россельхознадзора по области, Северного УГМС, ГУ МЧС России по области, Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области);

2.2. Совместно с ТУ Росприроднадзора и Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области в срок до 20.10.2014, в последующем ежегодно до 1 февраля, определить перечень хозяйствующих субъектов – основных загрязнителей окружающей среды на территории области, объектов чрезвычайно высокого и высокого классов опасности, которые направить соответствующим прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур для осуществления за ними систематического надзора;

2.3. На основе проведенного анализа, с учетом экологической обстановки в регионе вносить предложения о включении в планы работы прокуратуры области, а также подчиненных прокуратур соответствующих проверок исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, оказывать им методическую помощь.

3. Отделам по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью (Кузнецов В.В.), по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе (Савин Д.В.), отделу по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (Мороз Н.А.), уголовно-судебному отделу (Романенко П.С.) каждое полугодие до 18 января и 18 июля представлять аналитические справки в отдел по надзору за исполнением федерального законодательства.

4. Прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур принять меры к выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования:

4.1. Обеспечить ведение накопительных дел о состоянии окружающей среды на поднадзорной территории (отдельно по вопросам охраны атмосферного воздуха, земли и почв, водных объектов, объектов животного мира, охране и добычи водных биоресурсов, об отходах производства и потребления, о лесопользовании), в которых аккумулировать статистические материалы и сведения органов государственной власти и местного самоуправления области, публикации средств массовой информации, общественных экологических организаций, копии паспортов готовности населенных пунктов к пожароопасному периоду, а также о хозяйствующих субъектах – основных загрязнителей окружающей среды, об осуществлении надзора в отношении них как контролирующими органами, так и прокуратурой;

4.2. В целях выполнения п. 3.14. Приказа № 165 с участием контролирующих органов и органов местного самоуправления до 25.12.2014,  в последующем ежегодно до 1 февраля, определить перечень находящихся на поднадзорной территории бесхозяйных гидротехнических сооружений, скважин, химически и биологически опасных накопителей, свалок, захоронений и других потенциально опасных для здоровья человека и окружающей среды объектов;

4.5. Каждое полугодие к 15 января и 15 июля (начиная с 15.01.2014) докладные записки о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды и природопользования, наиболее характерных нарушениях законодательства и принятых мерах прокурорского реагирования, о результатах доследственных проверок, расследования уголовных дел и рассмотрения их судами (обжалования судебных решений), об исковой работе прокуроров в данном направлении (обжаловании судебных постановлений) направлять в отделы прокуратуры области: по надзору за исполнением федерального законодательства, в т.ч. в табличной форме (приложения №№ 1-4), по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, уголовно-судебный отдел.

5. Архангельскому межрайонному природоохранному прокурору (Губкин Е.А.):

5.1. Наладить тесное взаимодействие с общественными и иными некоммерческими объединениями, осуществляющими деятельность в области охраны окружающей среды;

5.2. Не реже 1 раза в квартал проверять законность выдачи лицензий и иной разрешительной документации в органах, осуществляющих разрешительные функции в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

6. Указание прокурора области от 12.04.2011 № 49/7 «Об усилении надзора за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха, в сфере оборота промышленных, бытовых и других отходов, охране водных объектов, обеспечении населения качественной питьевой водой» считать утратившим силу.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей прокурора области по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям прокурора области, руководителям структурных подразделений аппарата, прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Прокурор области
государственный советник
юстиции 2 класса
В.А. Наседкин

Источник http://www.arhoblprok.ru/ru/documents/orders/?id=7018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *