Об утверждении Правил разработки, утверждения, реализации, корректировки и прекращения комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации
ID проекта: 01/01/10-18/00085038
Дата создания: 18 октября 2018
Разработчик: “Четверикова Елена Дмитриевна”
Процедура: “Раскрытие информации о подготовке проектов нормативных правовых актов”
Вид: “Проект постановления Правительства Российской Федерации”
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от «____ » __________ 2018 г. № ______________
МОСКВА
Об утверждении Правил разработки, утверждения, реализации, корректировки и прекращения комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации
В целях реализации пункта 45 Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, утверждения, реализации, корректировки и прекращения комплексных научно технических программ и проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.
2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации в 6-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления обеспечить утверждение необходимых для его реализации ведомственных нормативных правовых актов.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д. Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от «___» _________ 2018 г. №_____
ПРАВИЛА
разработки, утверждения, реализации, корректировки и прекращения комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок разработки, утверждения, реализации, корректировки и прекращения комплексных научно-технических программ и входящих в них проектов, включающих в себя все этапы инновационного цикла: от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок.
2. Комплексная научно-техническая программа является федеральной научно-технической программой, формируемой в соответствии с положениями Федерального закона от 23 августа 1996 г № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в целях достижения результатов по приоритетам, определенным Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (далее – Стратегия), и направленной на решение следующих задач:
формирование условий для развития научной, научно-технической деятельности и получения результатов, необходимых для создания технологий, продукции и оказания услуг, обеспечивающих повышение конкурентоспособности организаций, работающих в реальном секторе экономики;
развитие кадрового потенциала сектора исследований и разработок, совершенствование организационной, инфраструктурной, финансовой, информационной и правовой составляющих научно-технической и инновационной деятельности;
создание и внедрение технологий, продуктов и оказания услуг для их применения в соответствующем направлении реализации комплексной программы.
II. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах
3. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:
инновационный цикл – комплекс работ, включающий основные этапы и результаты инновационного процесса. В него входит проведение поисковых научно-исследовательских работ с целью выдвижения и обоснования идеи о новых методах удовлетворения общественных потребностей, выполнение прикладных научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ с целью материализации научного знания в новых продуктах, технологическое освоение масштабного производства продукции, ее коммерциализация;
комплексная научно-техническая программа (далее – комплексная программа) – совокупность скоординированных по задачам, срокам и ресурсам комплексных проектов и мероприятий, включающих в себя все этапы инновационного цикла от получения научных и (или) научно-технических результатов до создания технологий, продуктов и услуг, их практического использования и их выхода на рынок;
ответственный исполнитель – координатор комплексной программы (далее – ответственный исполнитель) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, соответствующей направлениям реализации комплексной программы, или иной главный распорядитель средств федерального бюджета в секторе научно технической или производственной деятельности, соответствующем направлениям реализации комплексной программы, обеспечивающие определение основных требований к комплексной программе, согласование результатов и показателей эффективности комплексной программы;
комплексный научно-технический проект (далее – комплексный проект) – комплекс скоординированных работ, структурированных по мероприятиям комплексной программы, скоординированных в целях достижения запланированных результатов, реализуемых заказчиком проекта, и направленных на получение научных и (или) научно-технических результатов в рамках комплексной программы, формирование комплекса технологий и их передачу для применения (внедрения) в производство и получения инновационной продукции в промышленных масштабах;
заказчик комплексного проекта (далее – заказчик) – организации реального сектора экономики, заинтересованные в использовании научных, научно-технических результатов комплексной программы и участвующие в выполнении мероприятий комплексной программы по направлениям ее реализации с целью производства продукции или оказания услуг (индустриальные партнеры);
подпрограмма – один или несколько комплексных проектов, сгруппированных Советом по приоритетным направлениям научно технологического развития Российской Федерации (далее – Совет) по направлениям реализации комплексной программы;
комплексный план научных исследований – обязательное мероприятие комплексной программы и (или) комплексного проекта, реализуемое путем взаимодействия представителей научно-образовательного сообщества, организаций реального сектора экономики, институтов развития и технологических платформ, федеральных и региональных органов власти в целях выявления перспективных (прорывных) и востребованных отраслью направлений научных исследований и выполнения экспериментальных разработок в рамках направления реализации комплексной программы;
межведомственный совет управления программой (далее – межведомственный совет) – межведомственный орган, созданный для обеспечения согласованности действий всех участников комплексной программы, включая представителей Советов, с целью эффективной реализации комплексной программы;
мероприятия комплексной программы – комплекс взаимоувязанных действий участников комплексной программы, сгруппированных по основным этапам жизненного цикла перспективных инновационных разработок и развития рынка технологий, продуктов, товаров и услуг, направленных на достижение целевых индикаторов и показателей комплексной программы;
координатор комплексных планов научных исследований – одна из организаций (научных, образовательных или организаций реального сектора экономики), участвующих в формировании и реализации комплексного плана научных исследований, осуществляющая методическую и организационно-техническую поддержку процедур разработки и выполнения комплексного плана научных исследований, а также контроль за выполнением работ в ее рамках;
контрольная точка – значимое событие комплексной программы или комплексного проекта, отражающее получение измеримых результатов (в том числе промежуточных) и имеющее срок окончания. Контрольной точкой в частности может служить проведение испытаний макетов (моделей), образцов на соответствие характеристикам, установленным требованиями заказчика;
центр исследований и разработок – структурное подразделение (совокупность структурных подразделений), которое создано организацией реального сектора экономики, располагает научным и (или) технологическим оборудованием, квалифицированным персоналом, осуществляет прикладные и опытно-конструкторские работы и может обеспечивать трансфер и коммерциализацию научных разработок;
план системных мер государственной политики – обязательный элемент подпрограммы, формируемый в целях создания регуляторной среды и условий для успешной реализации комплексных проектов и достижения показателей и индикаторов комплексной программы.
III. Инициирование и разработка комплексной программы
4. Достижение цели и решение задач комплексной программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий комплексной программы.
5. Система мероприятий комплексной программы базируется на следующих принципах:
обеспечение системного эффекта от реализации мероприятий комплексной программы посредством согласованного планирования выполняемых комплексных проектов;
обеспечение непрерывного инновационного процесса, основанного на взаимодействии участников комплексной программы при создании, передаче и коммерциализации научного и (или) научно-технического результата и продукции;
реализация прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на получение принципиально новых возможностей для развития отраслей в соответствии с тематикой, сформированной по заказу организаций реального сектора экономики.
6. Комплекс мероприятий, отвечающих указанным принципам, нацелен на повышение результативности и эффективности научно технической политики и включает три вида мероприятий комплексной программы:
а) создание научных и (или) научно-технических результатов и продукции соответствующего сектора экономики;
б) передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования, и повышение квалификации участников научно-технического обеспечения соответствующего сектора экономики;
в) коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для соответствующего сектора экономики.
При этом все виды мероприятий, предусмотренные настоящим пунктом должны быть включены в каждый комплексный проект и рассматриваться в качестве основных факторов, способствующих активизации инновационной деятельности (применение специальных мер и целевых инструментов государственной политики и государственного управления, финансовое обеспечение, поддержка и развитие инфраструктуры, приобретение необходимых профессиональных навыков и расширение компетенций, осуществление эффективного научно-технического сотрудничества).
7. Реализация мероприятия, предусмотренного подпунктом «а» пункта 6 настоящих Правил, обеспечивается путем использования результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, и экспериментальных работ, ранее полученных в рамках выполнения комплексных планов научных исследований по направлениям реализации комплексной программы. Формой реализации данного мероприятия может быть проведение дополнительных исследований в рамках комплексных планов научных исследований по направлениям реализации комплексной программы, в том числе с учетом дополнительного финансирования
8. Реализация мероприятия, предусмотренного подпунктом «б» пункта 6 настоящих Правил, обеспечивается путем перехода результатов научных исследований и разработок в сферу практического применения, производства и маркетинга новых продуктов с целью получения коммерческой выгоды и может осуществляться в материальной или нематериальной форме в ходе реализации комплексных программ. Передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции осуществляется в процессе сотрудничества заказчиков и участников комплексных проектов. Формами передачи научных и (или) научно-технических результатов и продукции могут быть:
передача прав на результаты интеллектуальной деятельности государственными научными и образовательными учреждениями научно производственным партнерствам, созданным в различных институциональных формах, для использования, доработки и доведения результатов научных исследований до стадии опытного производства и оценки качества полученных результатов;
научно-производственное партнерство, в том числе в виде государственных концессий и иных форм, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
заключение иных соглашений (договоров, контрактов), между научными и (или) образовательными организациями с заказчиками на выполнение опытно-конструкторских работ на разработку опытных образцов продукции, созданию технологий по направлениям реализации комплексной программы;
разработка программ для системы высшего, дополнительного профессионального и среднего профессионального образования с целью подготовки, и переподготовки кадров для отраслей соответствующего сектора экономики по новым направлениям подготовки и специальностям, соответствующим тематике комплексной программы;
реализация новых образовательных решений в рамках взаимодействия научно-производственных партнерств с образовательными организациями;
иные формы передачи научных и (или) научно-технических результатов и продукции, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
9. Реализация мероприятия, предусмотренного подпунктом «г» пункта 6 настоящих Правил, предусматривает практическое использование результатов, полученных в процессе передачи научных и (или) научно-технических результатов, и может включать:
Создание образовательными организациями и научными организациями центров исследований и разработок и (или) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
апробацию и оптимизацию новых технологий, средств, методик;
масштабирование процессов;
организацию экспериментального или опытного производства;
разработку и постановку продукции на производство.
10. Началом этапа инициирования комплексной программы является направление инициатором комплексной программы предложений по комплексной программе в соответствующий Совет по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации (далее – Совет) по форме, установленной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
11. Предложения по комплексным программам инициируются заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления, Советом, общественными объединениями, научными и другими организациями в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также по собственной инициативе.
12. Совет обеспечивает рассмотрение предложений по комплексной программе на ближайшем заседании и принимает одно из следующих решений:
а) о формировании комплексных планов научных исследований по направлениям реализации комплексной программы в целях дальнейшей подготовки комплексной программы;
б) об отклонении комплексной программы. Решение об отклонении комплексной программы принимается Советом в случае, если ее цели и задачи не соответствуют целям и задачам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, а также если предложения по комплексной программе поступили не по форме, предусмотренной пунктом 10 настоящих Правил.
13. Цели, задачи, ожидаемые результаты, а также качественные и количественные показатели реализации комплексной программы и (или) комплексного проекта и их целевые значения устанавливаются Советами по согласованию с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и заказчиками при их формировании исходя из специфики отрасли/сектора и приоритетного направления Стратегии, на развитие и реализацию которых направлена комплексная программа.
14. Решение о формировании комплексных планов научных исследований направляется Советом инициатору предложений по комплексной программе, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации в течение 3 рабочих дней после принятия соответствующего решения.
Инициатор предложений по комплексной программе совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации обеспечивает формирование и выполнение комплексных планов научных исследований в порядке, установленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
15. По результатам реализации комплексных планов научных исследований инициатор предложений по комплексной программе совместно с координаторами комплексных планов научных исследований готовят и представляют в Совет отчет об итогах их реализации, в который в качестве обязательных элементов должна входить информация о достижении запланированных показателей комплексных планов научных исследований и результатах их экспертизы (испытаний) заказчиком, а также информация о наличии или предпосылках создания центров исследований и разработок для коммерциализации полученных результатов.
16. Совет обеспечивает рассмотрение отчета об итогах реализации комплексных планов научных исследований на ближайшем заседании и принимает одно из следующих решений:
а) о разработке комплексной программы и подготовке паспорта комплексной программы с учетом результатов, полученных в ходе реализации комплексных планов научных исследований;
б) о необходимости проведения дополнительных исследований в рамках комплексных планов научных исследований. Решение о необходимости проведения дополнительных исследований принимается Советом в случае, если отчет об итогах реализации комплексных планов не содержит всей обязательной информации, указанной в пункте 15 настоящих Правил.
17. Решение о разработке комплексной программы направляется Советом в Координационный совет по приоритетным направлениям научно-технического развития Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию (далее – Координационный совет) в течение 3 рабочих дней после принятия соответствующего решения.
18. Координационный совет на ближайшем заседании проводит анализ решения о разработке комплексной программы и представляет его на одобрение в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
Одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию решения Совета направляются в Правительство Российской Федерации, которое назначает ответственного исполнителя, исполнителей и соисполнителей, а также определяет сроки разработки комплексной программы.
19. Ответственный исполнитель обеспечивает формирование межведомственного совета (по согласованию с Координационным советом), подготовку проекта паспорта комплексной программы и его рассмотрение на заседании Совета.
Форма паспорта комплексной программы и подпрограммы, требования к их подготовке, а также типовое положение о межведомственном совете утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
20. Одобренный Советом проект паспорта комплексной программы направляется ответственному исполнителю.
21. Ответственный исполнитель с учетом установленных сроков разработки комплексной программы обеспечивает согласование проекта паспорта комплексной программы с заинтересованными организациями реального сектора экономики, научными организациями, федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями, являющимися исполнителями и соисполнителями мероприятий комплексной программы (далее – участники комплексной программы), Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук».
В случае если в процессе согласования проекта паспорта комплексной программы будет выявлена необходимость внесения в него изменений принципиального характера, соответствующая информация направляется ответственным исполнителем председателю Совета для рассмотрения указанных изменений Советом и принятия решения.
В случае несогласия Совета с предлагаемыми изменениями ответственный исполнитель с целью поиска взаимоприемлемого решения организует проведение согласительного совещания с участием Совета.
22. По итогам согласования проект паспорта комплексной программы вместе с протоколом разногласий (при наличии неурегулированных разногласий) рассматривается на заседании Координационного совета, который по результатам проведенного анализа представляет проект паспорта комплексной программы на одобрение в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
23. Одобренный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию проект паспорта комплексной программы направляется ответственному исполнителю, который осуществляет подготовку проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении комплексной программы и вносит его в Правительство Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
IV. Планирование комплексной программы
24. В рамках планирования комплексной программы производится разделение комплексной программы на этапы реализации и выделение контрольных точек внутри каждого этапа. Количество контрольных точек и сроки их достижения определяются по согласованию с заказчиком, в том числе с учетом существующих государственных стандартов, действующих в рамках направления реализации комплексной программы.
25. Ответственный исполнитель обеспечивает подготовку сводного плана комплексной программы (далее – сводный план) на основе утвержденного паспорта комплексной программы.
Форма сводного плана комплексной программы и требования к его подготовке утверждается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Подготовка и согласование сводного плана комплексной программы осуществляются не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения комплексной программы.
26. Сводный план комплексной программы должен предусматривать календарный план-график проведения мероприятий комплексной программы (далее – план-график), бюджет проекта (при наличии), риски комплексной программы.
27. Ответственный исполнитель обеспечивает согласование сводного плана со всеми участниками комплексной программы.
28. При наличии замечаний и (или) предложений от участников комплексной программы ответственный исполнитель направляет полученные заключения на рассмотрение в Совет.
29. Совет по согласованию с ответственным исполнителем, инициатором комплексной программы и участником комплексной программы – инициатором замечания и (или) предложения может принять решение о целесообразности или нецелесообразности доработки сводного плана.
30. В случае принятия решения о целесообразности доработки сводного плана Совет совместно с ответственным исполнителем в течение 10 рабочих дней обеспечивают его доработку и согласование с участником комплексной программы – инициатором замечания и(или) предложения.
31. Ответственный исполнитель в течение 15 рабочих дней обеспечивает повторное согласование доработанного сводного плана с участниками комплексной программы и инициирует очередное заседание Совета для его рассмотрения и согласования.
32. Согласованный Советом сводный план направляется в Координационный совет, который по результатам проведенного анализа представляет его на одобрение в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
V. Реализация, корректировка и прекращение реализации комплексных программ
33. Этап реализации комплексной программы состоит из следующих стадий:
а) реализация мероприятий комплексной программы в соответствии с планом-графиком;
б) формирование (при необходимости) подпрограмм комплексной программы в порядке, установленном пунктами 49 и 50 настоящих Правил.
в) внесение изменений в комплексную программу (при необходимости).
34. Реализацию мероприятий комплексной программы в соответствии с планом-графиком организует ответственный исполнитель.
35. Стадия внесения изменений в комплексную программу включает в себя внесение изменений в сводный план комплексной программы и (или) паспорт комплексной программы.
36. Основаниями для внесения изменений в сводный план комплексной программы и (или) паспорт комплексной программы являются установленные в ходе реализации комплексной программы участниками комплексной программы:
отклонения фактических показателей выполнения мероприятий комплексной программы, достигнутых в ходе реализации комплексной программы (далее – фактические показатели) от плановых показателей, предусмотренных планом-графиком и паспортом комплексной программы (далее – плановые показатели);
необходимость совершения опережающих действий с целью предупреждения возникновения возможных (ожидаемых) отклонений фактических показателей от плановых показателей.
37. Для внесения изменений в сводный план комплексной программы и (или) паспорт комплексной программы ответственный исполнитель совместно с межведомственным советом готовит ведомость изменений комплексной программы (далее – ведомость изменений) и обеспечивает ее согласование с участниками комплексной программы.
Согласованная ведомость изменений подлежит одобрению Советом и Координационным советом.
Обязательным условием одобрения ведомости изменений Советом и Координационным советом является соответствие ведомости изменений форме и требованиям к подготовке ведомости изменений, утвержденным Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Одобренная Советом и Координационным советом ведомость изменений представляется ответственным исполнителем на одобрение президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Одобренная Советом и Координационным советом ведомость изменений является неотъемлемой частью сводного плана комплексной программы и (или) паспорт комплексной программы, в который вносятся изменения.
38. Этап реализации комплексной программы завершается после выполнения всех мероприятий комплексной программы и получения всех результатов комплексной программы, предусмотренных сводным планом и паспортом комплексной программы.
39. Учет научных и (или) научно-технических результатов, полученных в рамках реализации комплексных программ и комплексных проектов, обеспечивается участниками комплексной программы и комплексных проектов в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 327.
40. Началом этапа прекращения комплексной программы является подготовка ответственным исполнителем итогового отчета по комплексной программе (далее – итоговый отчет).
Подготовка и согласование итогового отчета осуществляется не позднее 15 рабочих дней с даты реализации последнего мероприятия комплексной программы в соответствии со сводным планом комплексной программы.
41. Итоговый отчет готовится в соответствии с формой и требованиями по подготовке итогового отчета, утвержденными Министерством науки и высшего образования.
42. Подготовленный ответственным исполнителем итоговый отчет подлежит рассмотрению и утверждению межведомственным советом и представляется на одобрение в Совет, который обеспечивает его рассмотрение, одобрение и принимает решение о прекращении реализации комплексной программы.
Одобренный Советом итоговый отчет с решением о прекращении реализации комплексной программы подлежит направлению в Координационный совет, который в течение 20 рабочих дней с даты поступления материалов обеспечивает проведение их анализа и представление на одобрение президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
43. Одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию ведомость изменений и (или) итоговый отчет направляются ответственным исполнителем в Правительство Российской Федерации для принятия решения о корректировке или прекращении реализации комплексной программы.
VI. Разработка и формирование комплексных проектов
44. Комплексный проект может выполняться тремя и более участниками проекта, одним из которых является заказчик, другим – федеральное государственное научное учреждение или федеральное государственное образовательное учреждение. Также участниками такого проекта могут выступать иные организации различных форм собственности.
45. Комплексные проекты должны формироваться исходя из принципов необходимости, реализуемости, конкретности, измеримости, ограниченности во времени, группироваться в разрезе целей, задач комплексной программы и включать контрольные точки на всех этапах комплексного проекта, оказывающие влияние на достижение заявленных в рамках реализации комплексной программы результатов.
При наличии результатов, полученных в ходе ранее выполненных исследований и разработок, комплексные проекты должны аналитически отражать указанные результаты.
46. Комплексные проекты разрабатываются участниками проектов на основании результатов реализации комплексных планов научных исследований и состоят из видов работ, соответствующих мероприятиям реализации комплексной программы.
47. Заказчик и участники комплексного проекта:
а) определяют условия выполнения комплексного проекта с учетом требований, установленных комплексной программой, и заключают соглашение о научно-производственном партнерстве в рамках совместного выполнения проекта, в котором предусматривают виды работ, соответствующие мероприятиям комплексного проекта, а также распределение прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе выполнения комплексного проекта;
б) осуществляют подготовку ежегодного отчета о ходе выполнения комплексного проекта по форме, установленной Министерством науки высшего образования Российской Федерации, и направление его ответственному исполнителю.
48. По каждому результату комплексного проекта заказчиком должны быть сформулированы требования к результату проекта с указанием качественных и количественных характеристик, которые позволяют однозначно оценить получение указанного результата.
49. Решение о формировании подпрограммы на основании комплексного проекта или об объединении ряда комплексных проектов в подпрограмму по направлениям реализации комплексной программы принимает Совет с учетом результатов ежегодных отчетов о ходе выполнения комплексных программ, включая комплексные проекты.
50. Подпрограмма формируется в порядке, установленном пунктами 17 – 23 настоящих Правил.
51. План системных мер по реализации государственной политики непосредственно связан с выполнением комплексных проектов и формируется ответственным исполнителем совместно с участниками программы в непосредственном взаимодействии с участниками комплексных проектов.
VII. Мониторинг и контроль хода реализации комплексной программы
52. Ежегодный мониторинг реализации комплексной программы (далее – мониторинг) осуществляется ответственным исполнителем совместно с межведомственным советом и включает анализ соответствия фактических показателей плановым показателям, а также анализ хода реализации комплексной программы на основании информации, содержащейся в следующих документах:
отчетов о ходе выполнения комплексных проектов;
программной документации;
протоколов межведомственных советов;
отчетных документов, подтверждающих выполнение мероприятий комплексной программы по контрольным точкам.
По итогам проведенного ответственным исполнителем мониторинга межведомственным советом оформляется отчет о ходе реализации комплексной программы (далее – отчет о результатах мониторинга).
53. Ответственный исполнитель в течение 20 рабочих дней с даты поступления отчетов о ходе выполнения комплексных проектов обеспечивает их и принимает одно из решений:
а) о согласовании отчетов;
б) о необходимости доработки отчетов.
О принятом решении ответственный исполнитель информирует заказчика.
54. В целях проверки достоверности информации, содержащейся в отчетах о результатах мониторинга, ответственный исполнитель вправе с привлечением членов межведомственного совета, участников комплексной программы осуществлять выездные мероприятия.
Межведомственным советом по итогам выездного мероприятия оформляется протокол о ходе реализации комплексной программы.
55. Ответственный исполнитель на основании данных, полученных по результатам проведенного им мониторинга, при необходимости, представляет Совету заключения и рекомендации по итогам мониторинга.
56. Контроль над реализацией проекта представляет собой проверку соответствия выполненных мероприятий комплексной программы и фактически полученных результатов комплексной программы сводному плану и паспорту комплексной программы.
57. Контроль над реализацией проекта осуществляется ответственным исполнителем и межведомственным советом.
58. Ответственный исполнитель при осуществлении контроля проводит анализ соответствия фактических показателей плановым показателям, по итогам которого оформляется отчет о результатах контроля над реализацией комплексной программы.
Межведомственный совет при осуществлении контроля проводит проверку хода реализации комплексной программы, по итогам которой межведомственным советом оформляется протокол о результатах проверки хода реализации комплексной программы.
59. Проведение проверки хода реализации комплексной программы осуществляется в соответствии с регламентом проведения проверок хода реализации комплексной программы, утвержденным Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
60. В случае, если по результатам мониторинга и контроля над реализацией комплексной программы выявлены отклонения фактических показателей от плановых показателей, межведомственный совет направляет ответственному исполнителю уведомление о необходимости внесения изменений в сводный план комплексной программы и (или) паспорт комплексной программы.
61. Внесение изменений в сводный план проекта и (или) паспорт проекта осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 37 настоящих Правил.
VIII. Финансовое обеспечение реализации комплексных программ
62. Финансовое обеспечение реализации комплексной программы (комплексных проектов) осуществляется ответственными исполнителями, исполнителями и соисполнителями мероприятий комплексной программы (комплексных проектов) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на цели комплексной программы (комплексных научно-технических проектов), средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) и внебюджетных источников.
Средства внебюджетных источников являются собственными или заемными средствами участников комплексной программы (комплексных научно-технических проектов).
63. Выполнение научных исследований научными и образовательными организациями, не находящимися в ведении исполнителей мероприятий комплексной программы, осуществляется за счет внебюджетных средств.
64. Финансовое обеспечение комплексной программы может быть скорректировано при утверждении подпрограмм.
65. На научные и образовательные организации, участвующие в выполнении комплексных планов научных исследований, в целях обеспечения запланированных показателей могут распространяться меры стимулирующего характера, перечень и порядок предоставления которых устанавливаются ответственным исполнителем, исполнителями и соисполнителями.
66. Ответственным исполнителем, в том числе, при реализации плана системных мер государственной политики, заказчикам и участникам комплексных проектов в рамках комплексной программы могут быть предоставлены дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.