Отделом организации и обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Ингушетия проведена лекция антикоррупционного просветительского характера со служащими Управления
КОРРУПЦИЯ – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица (ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Совершается коррупция должностными лицами – это представители власти, лица занимающее в государственных учреждениях или предприятиях, коммерческих и некоммерческих организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
Полномочия должностных лиц при этом могут носить как постоянный, так и временный характер, например у экзаменатора (во время вступительных экзаменов, сессии) или врача (принимающего решение о годности к военной службе).
К коррупции относятся как уголовно-наказуемые деяния (преступления), так и нарушения иной категории, за совершение которых предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует иметь ввиду, что необходимым условием применения дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного проступка является соразмерность взыскания содеянному (нарушению) и личности нарушителя.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены составы преступлений, связанные со злоупотреблением полномочиями:
• Статья 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересах службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
• Статья 286 УК РФ превышение должностных полномочий – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
• Статья 290 УК РФ получение взятки – получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, представления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе;
• Статья 291 УК РФ дача взятки – дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу);
• Статья 291.1 УК РФ посредничество во взяточничестве – непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере;
• Статья 291.2 УК РФ мелкое взяточничество – получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающим десяти тысяч рублей;
• Статья 292 УК РФ служебный подлог – внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности;
Наказание за совершение указанных преступлений предусмотрено довольно серьезное, к примеру, за получение взятки – до 15 лет лишения свободы, за ее дачу также – до 15 лет лишения свободы, передачу по просьбе другого лица, то есть посредничество во взяточничестве – до 12 лет лишения свободы.
Одновременно с назначением наказания в виде лишения свободы в качестве дополнительного наказания предусмотрен штраф, размер которого может достигать нескольких десятков миллионов рублей.
Кроме того, законодателем предусмотрена уголовная ответственность по статье 200.5 УК РФ за подкуп не только должностных лиц, но и работников контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, а именно незаконная передача работнику контрактной службы, контрактному управляющему, члену комиссии по осуществлению закупок, лицу, осуществляющему приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иному уполномоченному лицу, предоставляющему интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Административные правонарушения коррупционной направленности обладают меньшей степенью общественной опасности, чем преступления, вместе с тем, это не снижает значимость деятельности по их предупреждению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Наиболее распространенными административными правонарушениями в рассматриваемой сфере являются:
Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ).
– привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
При этом исходя из статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи по направлению соответствующего уведомления представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, несут организации независимо от их организационно-правовой формы. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)
– незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо представление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
Кроме того, существует административная ответственность за невыполнение обязанностей о предоставлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности (ст. 6.29 КоАП РФ).
В российском антикоррупционном законодательстве (ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции»), существует понятие, именуемое конфликт интересов, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (иными словами возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Встречаются случаи ошибочной квалификации в качестве конфликта интересов наличия родственных отношений между государственными служащими, а также руководителями подведомственных им учреждений при отсутствии между ними непосредственной подчиненности (подконтрольности) и без установления конкретных фактов ненадлежащей реализации должностных полномочий в личных интересах.
Наиболее распространенными ситуациями конфликта интересов являются случаи размещения государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг при наличии личной заинтересованности членов комиссий по проведению аукционов и конкурсов в победе определенных участников торгов. Как правило, это связано с наличием у них супружеских либо родственных, а также иных близких отношений с такими участниками.
Не все, что передается должностным лицам, дарится им, будет являться взяткой. Как отличить подарок от взятки?
Основным критерием является мотив.
Согласно статье 572 Гражданского кодекса дарение происходит безвозмездно, то есть без каких-либо встречных обязательств со стороны одаряемого (например, подарки ко дню рождения, женщинам – к 8 марта, к профессиональным праздникам). Если же передача ценности связана со встречной передачей вещи или права, либо наличием встречного обязательства, совершением каких-либо действий в пользу дарителя, то это не является дарением и может быть расценено как передача взятки, то есть совершение преступления.
При этом стоимость передаваемого предмета имеет значение только для квалификации содеянного и определения тяжести преступления.
Необходимо иметь в виду, что для наличия состава преступления неважно передается ли взятка до или после выполнения встречных обязательств, а также были ли указанные обязательства заранее обусловлены достигнутой договоренностью об их выполнении.
Размер взятки влияет только на квалификацию содеянного, а не на наличие или отсутствие самого преступления.
Так, в случае если взятка не превышает 10 000 рублей, то это мелкое взяточничество, и наказание за него до 1 года лишения свободы.
В силу положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие должности руководителей государственных учреждений, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Указанные сведения представляются руководителем государственного учреждения ежегодно не позднее 30 апреля года в государственный орган, в ведении которого находится государственное учреждение.
Форма справки, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».
Следует учитывать, что при непредставлении указанных сведений или представление заведомо ложных сведений гражданин не может быть принят на соответствующую службу, а должностное лицо по этим основаниям освобождается от должности и увольняется.
Законом установлен месячный срок, в течение которого лица, представляющие соответствующие сведения, имеют право произвести их уточнение. Корректировка сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами указанного срока не предусмотрена законодательством и не может рассматриваться в качестве меры по устранению допущенных нарушений закона.
В целях разрешения ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера необходимо изучить соответствующие Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, разрабатываемые и обновляемые ежегодно Минтрудом России.
Категория документа: