Об утверждении требований к производству, применению, перевозке и хранению метанола и метанолсодержащих жидкостей
ID проекта: 02/07/10-18/00084882
Дата создания: 13 октября 2018
Разработчик: “Латфуллин Денис Фатбирович”
Процедура: “Оценка регулирующего воздействия”
Вид: “Проект постановления Правительства Российской Федерации”
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от ______________ 2018 г. № ________
МОСКВА
Об утверждении требований к производству, применению, перевозке
и хранению метанола и метанолсодержащих жидкостей
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые требования к производству, применению, перевозке и хранению метанола и метанолсодержащих жидкостей.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации разработать порядок выдачи и форму разрешительной документации на производство, применение, перевозку и хранение метанола и метанолсодержащих жидкостей и порядок ведения реестра лиц, допущенных к работе с метанолом и метанолсодержащими жидкостями и утвердить их в установленном порядке не позднее, чем за 6 месяцев до даты вступления в силу требований к производству, применению, перевозке и хранению метанола и метанолсодержащих жидкостей».
3. Признать утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 22 сентября 1965 г. № 1116.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2020 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
От 19.12.2018 г. № 37693-СШ/Д26и
Минпромторг России
Об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Российской Федерации
На письмо Минпромторга России
от 29 ноября 2018 г. № 77968/13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к производству, применению, перевозке и хранению метанола и метанолсодержащих жидкостей»
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила), рассмотрело поступивший от Минпромторга России (далее – разработчик) проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к производству, применению, перевозке и хранению метанола и метанолсодержащих жидкостей» (далее – проект акта) и сообщает следующее.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: htt p:// regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/10-18/00084882).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее – сводный отчет) в срок с 13 октября по 1 ноября 2018 года.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 – 23 Правил, разработчиком соблюдены в полном объеме.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 22 по 30 октября 2018 года. Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «Опора России», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», а также в заинтересованные субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности.
В результате проведения публичных консультаций поступили позиции АО «Ангарская нефтехимическая компания», ПАО «Новатэк», ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Метафракс», филиал ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-Уфанефтехим», ПАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Томскгазпром», АО «Антипинский нефтеперерабатывающий завод», ООО ОХК «Щекиноазот», а также ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод», согласно которым в проектируемых положениях проекта акта содержатся риски, которые могут привести к негативным последствиям для субъектов регулирования, либо сообщается об отсутствии замечаний и предложений.
По итогам подготовки настоящего заключения с учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний и предложений Минэкономразвития России обращает внимание на следующие возможные риски принятия проекта акта в представленной редакции.
1. Согласно пункту 5 проекта акта производители метанола должны представлять в Минздрав России и в уполномоченный орган Российской Федерации по ведению реестра лиц, допущенных к работе с метанолом и метанолсодержащими жидкостями, сведения о наличии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, а также свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Считаем проектируемое требование к производителям метанола в части их обязанности представлять вышеуказанные сведения о наличии лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов и свидетельств о регистрации избыточным, так как необходимые документы и сведения уполномоченные органы могут получить в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Таким образом, пункт 5 проекта акта требует доработки в части исключения необоснованных требований к производителям метанола.
2. Согласно пункту 13 проекта акта территория предприятия, производящего, хранящего или перерабатывающего метанол и метанолсодержащие жидкости, обеспечивается средствами сигнализации, проволочным ограждением и круглосуточно охраняется.
Вместе с тем из представленной редакции пункта 13 проекта акта остается неясным, что подразумевается под понятием «средства сигнализации», так как системы и комплексы средств сигнализации подразделяются на охранную или пожарную сигнализацию, либо охранно-пожарную.
Таким образом, пункт 13 проекта требует уточнения в части формулировки «средства сигнализации».
3. Согласно пункту 2 проекта акта в проектируемых требованиях используются понятия, которые означают следующее:
«Метанолсодержащая жидкость – жидкость с массовой долей содержания метанола более 0,05% и массовой долей содержания воды более 65%».
Вместе с тем из представленной редакции пункта 2 проекта акта, а также дополнительных материалов остается неясным, на основании каких данных, материалов, результатов научных исследований или предложений отраслевых предприятий (химической промышленности) разработчиком устанавливаются соответствующие требования в части массовой доли содержания метанола и массовой доли содержания воды в метанолсодержащей жидкости.
Таким образом, пункт 13 проекта требует уточнения в части формулировки «метанолсодержащая жидкость» на основании позиций представителей химической промышленности, а также представителей научного сообщества.
Также считаем целесообразным рекомендовать разработчику дополнительно рассмотреть замечания и предложения, поступившие по итогам проведения дополнительных публичных консультаций (прилагается), на предмет их учета и (или) реализации при выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в области химической промышленности.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
С.В. Шипов
С.А. Ефимов
(495) 870 87 00 доб. 2658
Департамент оценки регулирующего воздействия
Приложение к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к производству, применению, перевозке и хранению метанола и метанолсодержащих жидкостей»
Сводная таблица замечаний и предложений представителей предпринимательского сообщества по проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к производству, применению, перевозке и хранению метанола и метанолсодержащих жидкостей»
№ Замечания и предложения
1. Согласно пункту 3 проекта акта настоящие требования распространяются на объекты, использующие в технологическом процессе метанол и метанолсодержащие жидкости, независимо от их принадлежности и формы собственности.
Считаем, что данная формулировка не полностью соответствует термину «производство и оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей» , так как из определения «объекты» исключается процесс хранения. Например, с точки зрения промышленной безопасности хранение не является технологическим процессом.
Таким образом, разработчику необходимо дать уточняющее определение термину «объекты, использующие в технологическом процессе метанол и метанолсодержащие жидкости».
2. Смущает определение: метанолсодержащая жидкость – жидкость с массовой долей содержания метанола более 0,05% и массовой долей содержания воды более 65%.
Если следовать этому определению, получается, что 50%-ый водный раствор метанола не является метанолсодержащей жидкостью, поскольку в нем менее 65% воды, зато производственные стоки с содержанием метанола 1% уже являются метанолсодержащей жидкостью. Это не логично.
Также при формулировании определения следует учитывать, что на рынке обращается большое число нефтепромысловых химических реагентов с содержанием метанола от 50 до 80%, состав которых скрыт за названиями – деэмульгатор, ингибитор гидратобразований и т.п.
Более логичным будет определение: метанолсодержащая жидкость – жидкость с массовой долей содержания метанола более 4% без ограничений по содержанию, наличию, отсутствию воды. Число 4% выбрано в связи с тем, что производственные стоки с содержанием метанола до 4% допускается закачивать в пласт.
3. В проекте акта установлено, что он распространяется на производство. В понятие «производство» входят все технологические потоки, то есть любые потоки, обращающиеся в процессе производства и/или выходящие из производства. По нашему мнению, существует риск распространения требований на стоки предприятий, содержащие метанол свыше зафиксированной в проекте концентрации, что потребует дополнительных затрат на учет таких стоков. Предложенная концентрация метанола в определении метанолсодержащей жидкости, таким образом, создает предпосылки для избыточных требований к производителям.
Предлагаем:
1. Изложить определение метанолсодержащей жидкости в следующей редакции:
«Метанолсодержащая жидкость – жидкость с массовой долей содержания метанола более 10% и массовой долей содержания воды более 65 %;
2. Дополнить пункт 3 проекта акта формулировкой: «Положения настоящего Постановления не распространяются на технологические потоки производств, то есть на потоки, не выпускаемые далее с предприятия в виде товарной продукции в соответствии с документами по стандартизации».
4. Предлагаем в определении «метанолсодержащая жидкость» вернуть массовую долю содержания метанола более 0,1%, что соответствует предложению Института катализа СО РАН, данному в экспертном заключении от 25 июня 2018 г.
5. Не смотря на издание Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 12.07.2011 N 99 “Об утверждении СП 2.3.3.2892-11 “Санитарно-гигиенические требования к организации и проведению работ с метанолом” юридически не утратили силу СП 4132-86 “Общие санитарные правила при работе с метанолом. Краткие сведения о физических и токсических свойствах метанола”.
В связи с чем предлагается данным нормативным актом дополнительно отменить (признать утратившим силу на территории РФ) Санитарные правила СП 4132-86 “Общие санитарные правила при работе с метанолом. Краткие сведения о физических и токсических свойствах метанола” (утв. заместителем главного государственного санитарного врача СССР 18 июля 1986 г.).
6. Пункт 5 рассматриваемого проекта акта упоминает разрешение на применение, выдаваемое Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1992 г. № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».
Вместе с тем, форма такого разрешения и порядок ведения реестра в настоящее время не установлены.
Кроме того, по тексту акта не ясно, кто его должен получать разрешение на применение метанола – Производитель (он же получатель данного вида продукции?) или Покупатель (не производит, но использует метанол в технологических процессах подготовки нефти, газа и конденсата).
7. Не понятен пункт 13 проекта акта в котором указаны требования к территории предприятий – должны быть обеспечены средствами сигнализации и проволочным ограждением. Речь идет о всей территории предприятия или к резервуарному парку метанола. Не понятны требования к проволочному ограждению. Для существующих парков хранения метанола потребуется реконструкция – перевооружение существующего ограждения, выполненного в рамках проекта, а так же монтаж сигнализации.
Рекомендуем разработчику рассмотреть вопрос разработки отдельной нормативно-технической документации для проектирования объектов хранения метанола, в которых могут быть отражены все необходимые требования безопасности.
8. Нужно уточнить, насколько идентичны термины «получатель данного вида продукции» и «производитель метанола».