О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665

ID проекта: 01/01/08-19/00093800
Дата создания: 7 августа 2019
Разработчик: “Прокопенко Наталья Викторовна”
Процедура: “Раскрытие информации о подготовке проектов нормативных правовых актов”
Вид: “Проект постановления Правительства Российской Федерации”

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от « ____ » __________ 2019 г. № ____

О внесении изменения в постановление Правительства ‎Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665

Правительство Российской Федерации

п о с т а н о в л я е т:

Дополнить постановление Правительства Российской Федерации ‎от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30, ст. 4306; 2018, № 50, ст. 7790) пунктом 31 следующего содержания:

«31. При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 – 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды, в течение которых работник не выполнял работу, ‎но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации ‎и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами бывших СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за исключением случаев, предусмотренных в абзацах втором – девятом пункта 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона ‎«О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. ‎№ 516.».

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.А. Медведев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации ‎«О внесении изменения в постановление Правительства ‎Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665»

Проект постановления Правительства Российской Федерации ‎«О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665» (далее соответственно – проект постановления, Постановление № 665) разработан в целях урегулирования вопросов включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 – 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), периодов, когда работником ‎не выполняется работа, дающая право на досрочное назначение указанной страховой пенсии по старости, но в соответствии с трудовым законодательством за ним сохраняется место работы (должность), средняя заработная плата и осуществляется уплата страховых взносов ‎на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Статьи 30, 31 Федерального закона № 400-ФЗ (до 1 января 2015 года – статьи 27, 27.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) в качестве основного критерия предоставления права ‎на назначение страховой пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста предъявляют требование наличия стажа определенной работы в профессиях, должностях, производствах и учреждениях, занятость ‎в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, а основанием для предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии ‎по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии со статьей 32 Федерального закона № 400-ФЗ ‎(со статьей 28 Федерального закона № 173-ФЗ) является продолжительность определенной работы на указанных территориях. Это положение закреплено в списках соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и в правилах исчисления периодов соответствующей работы, утвержденных Правительством Российской Федерации.

На основании Постановления № 665 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии ‎со статьями 30, 31 и 32 Федерального закона № 400-ФЗ, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации ‎от 11 июля 2002 г. № 516 (далее – Правила № 516).

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются периоды работы, дающей право на указанную пенсию, которая выполняется постоянно ‎в течение полного рабочего дня, за которые уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Иные периоды, которые не связаны с выполнением соответствующей работы, включаются в стаж, если это прямо предусмотрено Правилами ‎№ 516. Например, согласно пункту 12 Правил № 516 период перевода беременной женщины с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов, приравнивается ‎к работе, предшествующей переводу.

С учетом того, что в Правилах № 516, а также нормативных правовых актах, в соответствии с которыми исчисляется стаж на соответствующих видах работ для отдельных категорий работников, прямо не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов, когда работником не выполняется работа, дающая право ‎на досрочное назначение страховой пенсии по старости, но в соответствии ‎с трудовым законодательством за ним сохраняется место работы (должность), средняя заработная плата и осуществляется уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) выносят решения о невключении указанных периодов в стаж на соответствующих видах работ.

Судебными органами всех инстанций формируется практика принятия решений о включении в стаж для досрочного назначения пенсии иных периодов, когда в соответствии с трудовым законодательством ‎за работником сохраняется место работы (должность), средняя заработная плата и осуществляется уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, например, период нахождения на курсах повышения квалификации; исполнение государственных или общественных обязанностей; дни сдачи крови и ее компонентов и предоставленные в связи с этим дни отдыха; отпуска работникам, совмещающим работу с обучением. Тот факт, что в эти периоды работником не выполняется работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суды ‎во внимание не принимают.

Значительным количеством споров по указанной категории дел является обжалование решений территориальных органов ПФР об отказе включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации ‎в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии ‎по старости в соответствии с пунктами 1 – 21 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Так, за период с 1 января 2015 г. по 1 августа 2018 г. судебными органами было рассмотрено 43 204 исков, предъявленных ‎к территориальным органам ПФР (судебные постановления вступили ‎в законную силу), из них удовлетворено – 42 822, что составляет ‎99,1 процента.

Удовлетворяя исковые требования граждан, суды указывают, ‎что в период нахождения на курсах повышения квалификации работник продолжает состоять с работодателем в трудовых отношениях в той же должности, за такой период начисляется заработная плата, отчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также на то, что курсы повышения квалификации относятся непосредственно ‎к профессиональной деятельности и вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков.

При таком подходе судебных органов обжалование территориальными органами ПФР постановлений судов судебной системы Российской Федерации по указанной категории дел является бесперспективным.

С учетом изложенного в целях урегулирования вопроса определения стажа на соответствующих видах работ с учетом рассматриваемых периодов в Постановление № 665 предлагается внести положения, позволяющие засчитывать в стаж на соответствующих видах работ периоды, когда в соответствии с трудовым законодательством за работником сохраняется место работы (должность), средняя заработная плата и осуществляется уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Принятие проекта постановления не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации ‎и федеральных органов исполнительной власти.

Проект постановления Правительства Российской Федерации ‎не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Проект постановления Правительства Российской Федерации соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации в сфере социального страхования (пенсионного обеспечения).

Предлагаемые в проекте постановления Правительства Российской Федерации решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Источник http://regulation.gov.ru/projects#npa=93800

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *