О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

ID проекта: 04/13/09-18/00084292
Дата создания: 25 сентября 2018
Разработчик: “Юшков Алексей Олегович”
Процедура: “Независимая антикоррупционная экспертиза”
Вид: “Проект федерального закона”

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Статья 1

Пункт 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая ‎1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331; 2002, ‎№ 19, ст. 1794; 2003, № 46, ст. 4437; 2004, № 30, ст. 3089; № 35, ст. 3607; 2006, № 19, ст. 2062, 2067; № 29, ст. 3122; 2007, № 50, ст. 6237; 2008, № 30, ст. 3616; № 49, ст. 5723; 2010, № 50, ст. 6600; 2011, № 51, ст. 7448; 2012, № 26, ст. 3443; 2013, № 27, ст. 3477; № 43, ст. 5447; № 44, ст. 5636, 5637; № 52, ст. 6970; 2014, № 23, ст. 2930; № 48, ст. 6641) изложить в следующей редакции:

«15. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года ‎№ 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие-граждане, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, жилищной субсидией либо жилыми помещениями, находящимися в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а также жилыми помещениями в соответствии с пунктом 14 настоящей статьи, не обеспечиваются, за исключением случаев указанных в абзаце третьем настоящего пункта.

Военнослужащие-граждане, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях как члены семьи военнослужащих-граждан, граждан, уволенных с военной службы, признанных нуждающимися ‎в жилых помещениях в соответствии с абзацами третьим ‎и двенадцатым пункта 1 настоящей статьи либо подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 14 настоящей статьи, учитываются при расчете общей площади жилого помещения либо размера жилищной субсидии, подлежащих предоставлению указанным военнослужащим-гражданам, гражданам, уволенным с военной службы.».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее – проект федерального закона) подготовлен в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2018 г. №34-П по делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее – Постановление Конституционного Суда от 20 июля 2018 г. №34-П) и защиты прав военнослужащих на жилищное обеспечение.

Согласно пункту 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ) на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, являющихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16-19 настоящей статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 данного Федерального закона, регламентирующих иные виды жилищных гарантий для военнослужащих (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ).

Исходя как из буквального толкования пункта 15 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ, так и смысла, придаваемого ему правоприменительной практикой, следует, что в случае, когда военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, продолжающий прохождение службы или уволенный с военной службы после указанной даты, имеет члена семьи, который проходит военную службу по контракту и является обязательным участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 117-ФЗ), на такого военнослужащего не распространяются жилищные гарантии, установленные абзацем двенадцатым пункта 1, пунктов 13, 14, 16-19 статьи 15, а также абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 76-ФЗ.

Это означает, что с момента вступления члена семьи военнослужащего в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих такой военнослужащий утрачивает независимо от своего волеизъявления ранее возникшее на основании Федерального закона № 76-ФЗ право на предоставление жилого помещения и реализация его потребностей в жилье зависит от реализации жилищных прав члена семьи в соответствии с Федеральным законом № 117-ФЗ. При этом действующее законодательство (часть 3 статьи 9 Федерального закона № 117-ФЗ) не предусматривает такого основания исключения военнослужащего, участвующего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, из реестра ее участников, как обеспечение его жилым помещением в качестве члена семьи военнослужащего в соответствии с Федеральным законом № 76-ФЗ. Также необходимо учитывать, что само по себе признание военнослужащего участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и включение его в соответствующий реестр не свидетельствует о реализации им указанного вида жилищной гарантии, поскольку, по общему правилу, право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, возникает при достижении общей продолжительности военной службы двадцать лет и более или при наличии определенных оснований для увольнения со службы в случае достижения общей продолжительности военной службы десять лет и более (пункт 2 статьи 3, статьи 9 и 10 Федерального закона № 117-ФЗ).

Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда от 20 июля 2018 г. №34-П, такое правовое регулирование не имеет объективного и разумного оправдания, ставит военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение военной службы до 1 января 2005 года, продолжающих проходить военную службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругу (супруга), участвующую (участвующего) в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими – участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод (статья 17, часть 3; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

По мнению Конституционного Суда, данный подход нарушает также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий, что приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего правового регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать пункт 15 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 40 (части 1 и 3) и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования препятствует реализации возникшего права военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, продолжающего прохождение военной службы или уволенного с нее после указанной даты, на предоставление ему и членам его семьи, включая супругу (супруга), жилого помещения согласно положениям данного Федерального закона в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, независимо от волеизъявления военнослужащего и его супруги (супруга) воспользоваться таким способом осуществления права на обеспечение жилым помещением (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2018 года № 34-П).

Проектом федерального закона устраняется признанный неконституционным и ущемляющим права военнослужащего запрет на обеспечение военнослужащего, являющегося членом семьи лица, проходящего военную службу по контракту и включенного в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, жилым помещением иным способом, нежели путем приобретения или строительства жилых помещений по программе накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

При этом согласно проекту федерального закона военнослужащие – граждане, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, принятые на учет нуждащихся в жилых помещениях как члены семьи военнослужащих – граждан, признанных нуждающимися и подлежащих жилищному обеспечению посредством предоставления жилого помещения или субсидии, учитываются при расчете общей площади жилого помещения либо размера жилищной субсидии, предоставляемых указанным военнослужащим – гражданам.

Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.

Источник http://regulation.gov.ru/projects#npa=84292

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *