Правовое сопровождение реабилитации алко наркозависимых.
Статья подготовлена ведущим юристом Центра «Правовед» Ненашевым Дмитрием Викторовичем. Получить подробную консультацию Вы можете пройдя по ссылке https://pravoved.ru/lawyer/1570123/
Юридическая помощь лицам, имеющих опыт злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами и алкоголем (далее – злоупотреблявших психоактивными веществами) и находящимся на реабилитации
Основные виды реабилитационных социальных услуг лицам, злоупотреблявшим психоактивными веществами, установлены в ГОСТ Р 54990-2018 («Национальный стандарт РФ. Реабилитационные социальные услуги лицам, имеющим опыт злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами и алкоголем»).
При этом, в соответствии с п. 4.9 ГОСТ Р 54990-2018 составной частью реабилитационных социальных услуг, установленных в настоящем стандарте, могут являться социальные услуги в соответствии с ГОСТ Р 52143 (в том числе социально-бытовые, социально-правовые и др.), которые предоставляют (при необходимости) в дополнение к реабилитационным социальным услугам определенного вида для повышения эффективности и результативности реабилитационного процесса.
Давайте подробнее разберем социально-правовые услуги, которые могут быть оказаны в реабилитационном центре участникам реабилитационного процесса.
В соответствии с п. 5.6. ГОСТ Р 52143-2013 («Национальный стандарт РФ. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг») социально-правовые услуги направлены на обеспечение социальной безопасности граждан – клиентов учреждений социального обслуживания. Их предоставляют в следующих объемах и формах:
– содействие в получении бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– содействие в оформлении и восстановлении документов, в том числе документов для осуществления в отношении граждан мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе при направлении на медико-социальную экспертизу;
– содействие в получении правового консультирования, в том числе по вопросам пенсионного обеспечения и/или осуществления мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации;
– исполнение функций опекунов и попечителей в отношении недееспособных.
Какие же из этих социально-правовых услуг возможно (на мой взгляд – даже необходимо) оказывать лицам, злоупотреблявших психоактивными веществами, и проходящим реабилитацию.
1). В первую очередь, это, безусловно, содействие в оформлении и восстановлении документов. Паспорт, СНИЛС, медицинский полис, водительское удостоверение и т.п. Не стану останавливаться подробно на этих процедурах, особой сложности они не представляют и заключаются в обращении в государственные органы (непосредственно или через многофункциональные центры), а также в уплате государственной пошлины.
2). Гражданские правоотношения. Юридические услуги в этой группе достаточно многочисленны. Остановлюсь на наиболее востребованных и необходимых.
2.1.). Урегулирование долгов.
Многие лица, злоупотреблявшие психоактивными веществами, брали кредиты и микрозаймы, не думая о последствиях. Поэтому, необходимо попытаться урегулировать такие правовые отношения.
Большинство кредиторов обращаются в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. Поэтому, если имеются судебные приказы в пользу банков, микрофинансовых организаций (МФО) о взыскании сумм займов с процентами и штрафными санкциями следует попытаться отменить их, судебные решения – обжаловать (как минимум, в части снижения неустойки).
Не надо бояться или думать, что все урегулируется без участия должника. Взыскатели передадут судебные приказы в ФССП, в ходе исполнительных производств будет выполнен комплекс действий, направленных на погашение долга в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Прежде всего, это обращение взыскания на денежные средства и имущество должника. При этом, судебные приставы-исполнители вправе установить временные ограничения на выезд должника из страны (если долг по алиментам более 10 000 руб., по иным требованиям – более 30 000 руб.). Полагаю, что не следует допускать возможность проведения этих процедур.
В соответствии со ст. ст. 128, 129 ГПК РФ, судья в пятидневный срок со дня вынесения судебного приказа высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения. При поступлении в установленный срок возражений должника относительно исполнения судебного приказа судья отменяет судебный приказ.
При этом, следует учесть разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве». Должник считается получившим копию судебного приказа в случае, если мировой судья располагает доказательствами вручения ему копии судебного приказа, направленной заказным письмом с уведомлением о вручении. Гражданин несет риск неполучения копии судебного приказа по обстоятельствам, зависящим от них. Судебный приказ подлежит отмене мировым судьей, если от должника в десятидневный срок поступили возражения относительно его исполнения. Такие возражения могут содержать только указание на несогласие должника с вынесенным судебным. Об отмене судебного приказа выносится определение, которое обжалованию не подлежит (пункты 30 и 31 Постановления ПВС № 62).
Если 10-дневный срок подачи возражений на судебный приказ пропущен, то следует руководствоваться разъяснениями в п. 32, 33 и 34 Постановления ПВС № 62:
Начало течения десятидневного срока для заявления должником возражений относительно исполнения судебного приказа исчисляется со дня получения должником копии судебного приказа на бумажном носителе либо со дня истечения срока хранения судебной почтовой корреспонденции, установленного организациями почтовой связи (например, ФГУП “Почта России” установлен семидневный срок хранения почтовой корреспонденции). Срок хранения почтовой корреспонденции исчисляется со дня прибытия судебного почтового отправления в место вручения – отделение почтовой связи места нахождения (жительства) должника. Дата прибытия судебного почтового отправления в место вручения определяется по штемпелю почтового отправления или по системе отслеживания регистрируемой почтовой корреспонденции на официальном сайте ФГУП «Почта России». Отчет об отслеживании отправления распечатывается и приобщается к материалам приказного производства.
В случае пропуска десятидневного срока для представления возражений относительно исполнения судебного приказа, в силу ч. 4 ст. 1 ГПК РФ возражения должника могут быть представлены мировому судье за пределами установленного срока. При этом следует иметь в виду, что обстоятельства, указываемые заявителем в качестве причин, препятствующих своевременному представлению возражений, могут быть приняты во внимание, если они существовали в период срока, установленного для представления возражений, и возражения направлены должником в суд не позднее десяти дней с момента прекращения данных обстоятельств.
К возражениям должника, направленным за пределами установленного срока, должны быть приложены документы, подтверждающие невозможность представления возражений в установленный срок по причинам, не зависящим от должника. К таким доказательствам могут относиться документы, опровергающие информацию с официального сайта ФГУП “Почта России”, которая была принята мировым судьей в качестве доказательства того, что должник может считаться получившим копию судебного приказа; документы, подтверждающие неполучение должником копии судебного приказа в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции; документы, подтверждающие неполучение должником-гражданином копии судебного приказа в связи с его отсутствием в месте жительства, в том числе из-за болезни, нахождения в командировке, отпуске, в связи с переездом в другое место жительства и др.
Таким образом, отсутствие лица, злоупотреблявшего психоактивными веществами, в месте жительства, нахождение его в реабилитационном центре является основанием для восстановления пропущенного срока подачи возражений на судебный приказ, что влечет его последующую отмену.
2.2.). Отмена ограничения родительских прав или восстановление в родительских правах.
Многие лица, злоупотреблявшие психоактивными веществами, были ограничены или лишены родительских прав. После прохождения реабилитации, считаю правильным, инициировать отмену таких существенных ограничений.
При подготовке таких дел к судебному разбирательству следует учесть, как нормы Семейного Кодекса РФ, так и разъяснения, содержащиеся в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав».
Основные моменты. Отмена ограничения родительских прав или восстановление в родительских правах производится судом по иску родителей (одного из них), ограниченных в родительских правах или лишенных родительских прав (п. 1 ст. 76, п. 2 ст. 72 СК РФ). Такое требование предъявляется к лицу, на попечении которого находится ребенок (другой родитель, опекун (попечитель), приемные родители, патронатные воспитатели, органы опеки и попечительства, организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
При этом, суд может принять решение об отмене ограничения родительских прав и о возвращении ребенка родителям (одному из них), если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали (например, имеет место изменение в лучшую сторону поведения или образа жизни родителей (одного из них) либо их состояния здоровья) и возвращение ребенка родителям (одному из них) отвечает интересам ребенка (п. п. 1 и 2 ст. 76 СК РФ). Если суд придет к выводу о том, что возвращение ребенка родителям (одному из них) противоречит интересам ребенка, суд вправе, исходя из положений п. 2 ст. 76 СК РФ, с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска в части возврата ребенка родителям (одному из них). При рассмотрении иска о восстановлении в родительских правах суд, исходя из п. 1 ст. 72 СК РФ, проверяет, изменились ли поведение и образ жизни родителей, лишенных родительских прав, и (или) их отношение к воспитанию ребенка.
Таким образом, основные обстоятельства, подлежащие заявлению и доказыванию – изменение оснований, в силу которых родители были ограничены или лишены родительских прав. А также, то, что возвращение ребенка отвечает его интересам.
3). Уголовные и уголовно-исполнительные правоотношения. Юридические услуги в этой группе следует подразделить на услуги по оказанию защиты при уголовном преследовании (привлечении к уголовной ответственности) и услуги по юридической помощи, связанной с исполнением наказания.
Многие лица, злоупотреблявшие психоактивными веществами, ранее совершали преступления. В период их нахождения в реабилитационном центре особо остро стоят вопросы взаимодействия с правоохранительными органами по факту привлечения их к уголовной ответственности, а также вопросы исполнения наказаний, не связанных с реальным лишением свободы.
3.1.). Если лицо, находящееся на реабилитации, привлекают к уголовной ответственности (имеется сообщение о преступлении, рассматриваемое в порядке ст. 144 УПК РФ, или уголовное дело на стадии дознания, предварительного следствия, судебного разбирательства) реабилитационному центру целесообразно привлечь для защиты подопечного квалифицированного адвоката.
Каждый материал и (или) уголовное дело индивидуально, не зная его обстоятельств – неправильно давать в этой статье конкретные советы, ограничусь общими. Основная цель защиты – «выйти с наименьшими потерями», то есть добиться вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении уголовного дела, оправдательного приговора или такого наказания, которое не связано с реальным лишением свободы. Реабилитационный центр, с свою очередь, может предоставить положительные характеризующие материалы на подопечного – об изменениях в лучшую сторону его поведения и образа жизни, о прохождении реабилитации, об избавлении от пристрастий к психоактивным веществам, восстановлении семейных отношений, об участии подопечного в благотворительной деятельности.
3.2.). В отношении многих лиц, находящихся на реабилитации, имеются вступившие в законную силу приговоры, наказание по которым не связано с лишением свободы. Также, имеются судебные акты об установлении административного надзора. Давайте разберем, основные аспекты юридической помощи таким лица.
Самое основное, что должен осознать осужденный или поднадзорный, находящийся на реабилитации – что вышеуказанные наказания и ограничения подлежат обязательному исполнению. Причем – полностью и в установленный срок. Неисполнение влечет замену наказания на более тяжкое или привлечение к административной и (или) уголовной ответственности.
Наиболее часто применяются следующие виды наказаний:
3.2.1.). Обязательные работы.
Это, так называемые, «часы». Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день. (ст. 49 УК РФ, глава 4 УИК РФ).
Особенности исполнение наказания в виде обязательных работ урегулированы в Главе 5 «Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», утвержденной приказом Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142.
Правовые последствия злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ – замена принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ (ч. 3 ст. 49 УК РФ).
Считаю необходимым, реабилитационному центру оказывать подопечному правовую помощь в виде организации и согласования с уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ) отбытие обязательных работ. Реабилитируемый по нескольку часов в день будет выполнять бесплатные общественно-полезный работы. В итоге, наказание будет исполнено.
3.2.2.). Исправительные работы.
Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. (ст. 50 УК РФ, глава 7 УИК РФ).
Особенности исполнение наказания в виде исправительных работ урегулированы в Главе 6 «Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», утвержденной приказом Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142.
Исправительные работы исполнять в условиях реабилитационного центра достаточно сложно. По согласованию с УИИ осужденного следует трудоустроить, предположим, в коммерческую организацию, в которой реабилитируемые приобретают или восстанавливают свои трудовые навыки. Необходимо начислять заработную плату и удерживать из нее в доход государства суммы, установленном приговором суда (от 5 до 20 %).
Правовые последствия злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ – замена принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК РФ).
3.2.3.). Ограничение свободы.
Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным. (ст. 53 УК РФ, глава 8 УИК РФ).
Особенности исполнение наказания в виде ограничения свободы урегулированы в «Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы», утвержденной Приказом Минюста РФ от 11 октября 2010 г. № 258.
При этом, следует учесть, что по суд по представлению УИИ или ходатайству осужденного может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения (ч. 3 ст. 53 УК РФ).
Считаю необходимым, реабилитационному центру оказывать подопечному правовую помощь в виде организации и выполнении всех установленных ограничений. Возможна подготовка ходатайств о частичном снятии ограничений в УИИ или в суд (в случае отказа УИИ о заявлении такого ходатайства в суд). В последнем случае суд истребует заключение УИИ о поведении осужденного.
Правовые последствия в случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы (если это основное наказание) замена принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы (ч. 5 ст. 53 УК РФ).
3.2.4.). Условное осуждение.
При назначении условного осуждения суд устанавливает испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. Суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательной организации. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению (ст. 73 УК РФ).
Контроль за поведением условно осужденного осуществляется УИИ (ч. 6 ст. 73 УК РФ, глава 24 УИК РФ).
Особенности контроля за поведением условно осужденных урегулированы в Главе 7 «Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», утвержденной приказом Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142.
При этом следует учесть правовые последствия положительного и противоправного поведения осужденного в течение испытательного срока.
Если до истечения испытательного срока условно осужденный своим поведением доказал свое исправление, возместил вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда, суд по представлению УИИ, может постановить об отмене условного осуждения и о снятии с осужденного судимости. При этом условное осуждение может быть отменено по истечении не менее половины установленного испытательного срока. Если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, суд по представлению УИИ может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда (ч. ч. 1 и 3 ст. 74 УК РФ).
Таким образом, реабилитационному центру необходимо осуществлять тщательный контроль в части выполнения подопечным всех обязанностей, установленных приговором суда. Допустим, если реабилитант меняет место нахождения (переводится в другой центр) об этом должна быть уведомлена УИИ, которая передает личное дело осужденного в УИИ по новому месту нахождения. В «новой» УИИ необходимо встать на учет и продолжить выполнять все судебные предписания. По истечении половины испытательного срока, в случае отсутствия нарушений, рекомендую юристу реабилитационного центра инициировать отмену условного осуждения досрочно.
3.2.5.). Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией.
В отношении лицам, злоупотреблявших психоактивными веществами и признанными больными наркоманией, довольно части применяют отсрочку от отбытия наказания.
Осужденному, которому впервые назначено наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, признанному больным наркоманией и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медицинской реабилитации, социальной реабилитации, но не более чем на пять лет. После прохождения курса лечения от наркомании, медицинской реабилитации, социальной реабилитации и при наличии объективно подтвержденной ремиссии, длительность которой после окончания лечения, медицинской реабилитации, социальной реабилитации составляет не менее двух лет, суд освобождает осужденного, признанного больным наркоманией, от отбывания наказания или оставшейся части наказания (ч. ч. 1 и 3 ст. 82.1. УК РФ).
Таким образом, подопечному необходимо пройти курс лечения от наркомании и курс социальной реабилитации (нахождение в реабилитационном центре). Если указанное лицо обратилось в реабилитационный центр за помощью, не пройдя курс лечения – необходимо организовать его прохождение параллельно нахождению в реабилитационном центре. После лечения и социальной реабилитации считаю целесообразным юристу реабилитационного центра инициировать освобождение осужденного от отбывания наказания.
Особенности контроля за поведением осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, урегулированы в Главе 8 «Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», утвержденной приказом Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142.
Правовые последствия отказа от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации (или уклонения от лечения после предупреждения УИИ) – суд по представлению этого органа отменяет отсрочку отбывания наказания и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда (ч. 2 ст. 82.1 УК РФ).
4). Административный надзор.
Если лица, злоупотреблявшие психоактивными веществами и оказавшиеся в реабилитационном центре, ранее были освобождены из мест лишения свободы, то достаточно часто в отношении них устанавливается административный надзор.
Административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Особенности осуществления административного надзора установлены в «Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», утвержденном Приказом МВД РФ от 8 июля 2011 г. № 818.
Реабилитационному центру необходимо контролировать соблюдение подопечным всех ограничений и выполнение им обязанностей, установленных в рамках административного надзора. При этом, следует учесть возможность в судебном порядке отмены некоторых ограничений, а также досрочного прекращения административного надзора.
Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ). Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ).
Считаю целесообразным юристу реабилитационного центра при наличии вышеуказанных оснований ходатайствовать суд о снятии ограничений (при необходимости) и о досрочном прекращении административного надзора.
Правовые последствия нарушений административного надзора достаточно суровы, они влекут административную ответственность (ст. 19.24. КоАП РФ «Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре») или уголовную ответственность (ст. 314.1. УК РФ «Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений»).
Подводя итоги вышеизложенному, отмечу, что мною указаны наиболее значимые и распространенные социально-правовые (юридические услуги), которые реабилитационный центр может (считаю, даже – обязан) оказать своим подопечным, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Фактически, перечень таких услуг неограничен, история и юридические проблемы каждого подопечного требуют индивидуального подхода.
По материалам сайта https://narkonet.info/kak-vernut-cheloveka-v-socium/
Наш информационный партнер Сайт про зоны и законы – официальный чат и форум