О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
ID проекта: 04/13/09-19/00094779
Дата создания: 10 сентября 2019
Разработчик: “Кадочникова Анастасия Александровна”
Процедура: “Независимая антикоррупционная экспертиза”
Вид: “Проект федерального закона”
Вносится Правительством Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Статья 1. Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
1. Утвердить основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) на 2020 год:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 2 370 745 557,3 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 250 255 199,9 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 2 372 123 930,9 тыс. рублей;
3) объем дефицита бюджета Фонда в сумме 1 378 373,6 тыс. рублей.
2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2021 и 2022 годов:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2021 год в сумме 2 514 094 373,1 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 275 244 300,0 тыс. рублей, и на 2022 год в сумме 2 653 036 658,5 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 280 356 506,8 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2021 год в сумме 2 518 953 007,1 тыс. рублей и на 2022 год в сумме 2 659 990 769,1 тыс. рублей;
3) объем дефицита бюджета Фонда на 2021 год в сумме 4 858 634,0 тыс. рублей и на 2022 год в сумме 6 954 110,6 тыс. рублей.
Статья 2. Главные администраторы доходов бюджета Фонда, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета Фонда
1. Утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
2. Утвердить перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
3. Установить, что в случае изменения в 2020 году состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета Фонда или главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда, а также изменения принципов назначения и присвоения, структуры кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов соответствующие изменения отражаются в отчете об исполнении бюджета Фонда за 2020 год на основании нормативного правового акта Министерства финансов Российской Федерации.
Статья 3. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда
Утвердить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.
Статья 4. Бюджетные ассигнования бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов:
1) на 2020 год согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону;
2) на плановый период 2021 и 2022 годов согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону.
Статья 5. Межбюджетные трансферты из бюджета Фонда другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации
1. Утвердить распределение субвенций из бюджета Фонда, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура, возникающих при осуществлении переданных в сфере обязательного медицинского страхования полномочий (далее – субвенции), на 2020 год согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.
2. Установить, что предоставление субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется ежемесячно после перечисления в установленном порядке в бюджет Фонда из бюджета субъекта Российской Федерации суммы ежемесячного страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
3. Установить, что из бюджета Фонда направляются в 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетные трансферты в объемах, установленных приложениями 4 и 5 к настоящему Федеральному закону, на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в сумме 4,0 тыс. рублей и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанной организации, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев, в течение которых проводились профилактические медицинские осмотры, за каждого ребенка с момента постановки его на учет, а также на оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.
Статья 6. Особенности установления отдельных расходов бюджета Фонда в 2020 году
1. Установить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для внесения в 2020 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда является использование (перераспределение) в соответствии с решениями Фонда средств нормированного страхового запаса Фонда, зарезервированных в пределах бюджетных ассигнований, установленных приложением 4 к настоящему Федеральному закону:
1) на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Фонда, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения;
2) на предоставление в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов для:
а) софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала;
б) для софинансирования расходов медицинских организаций на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний;
3) на оплату расходов Фонда на изготовление и доставку полисов обязательного медицинского страхования единого образца сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 4 к настоящему Федеральному закону по целевой статье расходов “Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений” ведомственной целевой программы “Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации” в рамках подпрограммы “Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни” государственной программы Российской Федерации “Развитие здравоохранения” подраздела “Другие вопросы в области здравоохранения” раздела “Здравоохранение” классификации расходов бюджетов, в случае недостаточности указанных бюджетных ассигнований, образовавшейся в ходе исполнения бюджета Фонда в 2020 году;
4) на финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов.
2. Установить, что в 2020 году Фонд предоставляет в объеме, установленном приложением 4 к настоящему Федеральному закону:
1) федеральным государственным учреждениям субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанных федеральных государственных учреждений;
2) медицинским организациям частной системы здравоохранения субсидии в целях финансового обеспечения затрат, возникающих в связи с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации.
Статья 7. Особенности исполнения бюджета Фонда
1. Установить, что средства, перечисленные в бюджет Фонда из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования за нарушение условий, установленных при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда, источником финансового обеспечения которых являлись межбюджетные трансферты из федерального бюджета, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
2. Установить в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 354-ФЗ “О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения”:
1) коэффициенты дифференциации для расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов согласно приложению 7 к настоящему Федеральному закону;
2) коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг для расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2020 год в размере, равном 1,153, на 2021 год – 1,199, на 2022 год – 1,247.
Президент Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов”
Проект федерального закона “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов” (далее соответственно – законопроект, Фонд, ОМС) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” и Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с основными макроэкономическими параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов от 27 августа 2019 г. (по базовому варианту).
Расчет показателей бюджета Фонда произведен согласно требованиям законодательства Российской Федерации исходя из численности граждан, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 января 2019 г. 146,1 млн. человек, в том числе неработающего населения – 80,1 млн. человек.
Данные о численности застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2019 г. в проекте бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов выверены с Федеральной налоговой службой и подтверждены высшим должностным лицом каждого субъекта Российской Федерации.
Доходы
Доходная часть бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов спланирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами “Об основах обязательного социального страхования”, “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”
и “О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения”.
Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2020 год в сумме 2 370,7 млрд. рублей, на 2021 год – 2 514,1 млрд. рублей, на 2022 год -2 653,0 млрд. рублей. По сравнению с основными характеристиками бюджета Фонда, одобренными Правительством Российской Федерации, общий объем доходов, рассчитанных в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов от 27 августа 2019 г., уменьшился в 2020 году на 9,4 млрд. рублей, или на 0,4%, в 2021 году – на 16,9 млрд. рублей, или на 0,7%, в 2022 году –
на 16,1 млрд. рублей, или на 0,6%.
В структуре доходов бюджета Фонда поступления страховых взносов
на ОМС в 2020 году составят 89,4%, в 2021 году – 89,0%, в 2022 году – 89,4%.
Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2020 год в сумме 2 119,9 млрд. рублей, на 2021 год – 2 238,3 млрд. рублей, на 2022 год - 2 372,1 млрд. рублей. Указанный объем формируется из страховых взносов на ОМС работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Страховые взносы на ОМС работающего населения
Сумма страховых взносов на ОМС работающего населения, поступающих в доход бюджета Фонда, рассчитана исходя из фонда заработной платы по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год в размере 25 909 млрд. рублей, на 2021 год – 27 591 млрд. рублей, на 2022 год – 29 545 млрд. рублей в соответствии с Методикой прогнозирования поступлений доходов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы. Для расчета поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения использовались данные отчетности Федеральной налоговой службы за 2018 год по форме 8-СВ “О базе для начисления страховых взносов и структуре начислений по страховым взносам” и других форм налоговой отчетности.
Общий размер страховых взносов на ОМС работающего населения оценивается на 2020 год в сумме 1 376,1 млрд. рублей, на 2021 год – 1 464,8 млрд. рублей, на 2022 год – 1 567,6 млрд. рублей.
Для основной категории плательщиков объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в 2020 – 2022 годах рассчитан по тарифу 5,1 процента. По указанным плательщикам планируется собрать страховые взносы в 2020 году в сумме 1 333,3 млрд. рублей, в 2021 году – 1 419,9 млрд. рублей, в 2022 году – 1 520,4 млрд. рублей.
Объем поступления страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах пониженные тарифы, планируется в 2020 году в сумме 15,8 млрд. рублей, в 2021 году – 16,8 млрд. рублей, в 2022 году – 18,0 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС в фиксированном размере от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, рассчитано исходя из средневзвешенного тарифа страховых взносов на ОМС неработающего населения, а также среднегодовой численности данной категории плательщиков за 2018 год (3,8 млн. человек) по данным Федеральной налоговой службы. Указанный фиксированный размер составляет в 2020 году 8 426 рублей, в 2021 году – 8 763 рубля, в 2022 году – 9 114 рублей с учетом роста на индекс потребительских цен (1,04). Поступления в доход бюджета Фонда по данной категории планируются в 2020 году в сумме 27,0 млрд. рублей, в 2021 году – 28,1 млрд. рублей, в 2022 году -29,2 млрд. рублей.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения рассчитан в соответствии с требованиями Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”, Федерального закона “О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения”, исходя из численности застрахованного по ОМС неработающего населения по состоянию на 1 января 2019 г. 80,1 млн. человек (по данным единого регистра застрахованных лиц, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”).
На 2020 – 2022 годы расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения произведен исходя из тарифа 18 864,6 рубля, коэффициентов дифференциации и коэффициентов удорожания стоимости медицинских услуг, установленных федеральным законом “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов”.
Размер поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения на 2020 год определен в сумме 743,8 млрд. рублей, на 2021 год – 773,5 млрд. рублей, на 2022 год – 804,5 млрд. рублей с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг (соответственно 1,153, 1,199, 1,247).
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
Предусматриваются межбюджетные трансферты в бюджет Фонда из федерального бюджета:
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: на 2020 год – 120 млрд. рублей, на 2021 год – 140 млрд. рублей, на 2022 год – 140 млрд. рублей;
на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в т.ч. в частных медицинских организациях, и родового сертификата): на 2020 год – 118,3 млрд. рублей, на 2021 год – 122,5 млрд. рублей, на 2022 – 126,7 млрд. рублей;
на компенсацию выпадающих доходов в связи с тем, что суммы доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не подлежат обложению страховыми взносами: в 2020 году – 0,03 млрд. рублей, в 2021 году – 0,03 млрд. рублей;
на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование: на 2020 год – 12 млрд. рублей, на 2021 год – 12,7 млрд. рублей, на 2022 год – 13,6 млрд. рублей.
Расчет указанных выпадающих доходов произведен по данным о размерах облагаемой базы для начисления страховых взносов по категориям плательщиков, для которых установлен пониженный тариф, содержащимся в отчетности Федеральной налоговой службы по форме 8-СВ “О базе для начисления страховых взносов и структуре начислений по страховым взносам”.
Расходы
Расходные обязательства бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов должны обеспечивать цели и задачи развития здравоохранения и ОМС, предусмотренные указами Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”, от 7 мая 2012 г. № 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”, государственной программой Российской Федерации “Развитие здравоохранения”, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральными законами “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” и “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”.
Планирование расходов бюджета Фонда осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации “Развитие здравоохранения”.
Оценка расходов бюджета Фонда произведена с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2020 год в сумме 2 372,1 млрд. рублей, на 2021 год – 2 519 млрд. рублей, на 2022 год – 2 660 млрд. рублей.
В соответствии с Федеральным законом “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции на 2020 год в сумме 2 225,4 млрд. рублей, на 2021 год – 2 366,5 млрд. рублей,
на 2022 год – 2 497,8 млрд. рублей.
По сравнению с предыдущим годом прирост субвенций в 2020 году составит 157,2 млрд. рублей, или 7,6%, в 2021 году – 141,0 млрд. рублей (6,3%), в 2022 году – 131,3 млрд. рублей (5,5%).
В структуре расходов бюджета Фонда на долю субвенций приходится более 93%.
На 2020 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации.
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 462 “О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования” (с учетом изменений, планируемых к принятию одновременно с проектом бюджета Фонда), на основе численности застрахованных лиц, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации.
Запланированный размер субвенции обеспечивает размер подушевого норматива на 2020 год в размере 12 699,2 рубля, на 2021 год – 13 504,0 рубля, на 2022 год – 14 253,4 рубля. Указанный размер подушевого норматива учтен в проекте постановления Правительства Российской Федерации о Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
За счет субвенций обеспечивается реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь по установленному перечню.
Оплата указанной медицинской помощи осуществляется по тарифам, учитывающим расходы медицинских организаций, установленные Федеральным законом “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” (часть 7 статьи 35).
Размер субвенции учитывает:
увеличение расходов на заработную плату отдельных категорий медицинских работников на прогнозный темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций в 2020 году – 5,4%, в 2021 году – 6,1%, в 2021 году – 6,5% в целях обеспечения сохранения соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам – 200%, среднему медицинскому персоналу – 100% в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597;
увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала с 1 октября, прочие расходы (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и другие услуги) с 1 января на индекс потребительских цен: в 2020 году – на 3%, на 2021 год – на 4%, на 2022 год – на 4%;
финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения на 2020 год в размере 115 млрд. рублей, на 2021 год – 134,5 млрд. рублей, на 2022 год – 134,5 млрд. рублей;
перевод в 2020 году в базовую программу ОМС методов конформной дистанционной лучевой терапии;
финансовое обеспечение проведения диспансеризации населения и профилактических медицинских осмотров в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 23.04.2019 № ДМ-П14-3355. Расходы на указанные цели составят на 2020 год в размере 16,7 млрд. рублей, на 2021 год – 16,8 млрд. рублей, на 2022 год – 8,8 млрд. рублей;
финансовое обеспечение по проводимым в амбулаторных условиях дорогостоящим диагностическим и лабораторным исследованиям в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17.06.2019 № ТГ-П12-5035. Расходы на указанные цели составят на 2020 год в размере 12,7 млрд. рублей, на 2021 год – 20,1 млрд. рублей, на 2022 год – 23,2 млрд. рублей.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в федеральных государственных учреждениях в бюджете Фонда планируются обособленные целевые средства на 2020 год в сумме 103,1 млрд. рублей, на 2021 год – 108,2 млрд. рублей, на 2022 год – 112,5 млрд. рублей.
В соответствии с Федеральным законом “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” (часть 8 ст. 50.1) начиная с 2020 года в бюджете Фонда предусматриваются бюджетные ассигнования на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой медицинскими организациями частной системы здравоохранения на 2020 год в сумме 4,0 млрд. рублей, на 2021 год – 4,2 млрд. рублей, на 2022 год – 4,3 млрд. рублей.
При этом учитывался общий объем оказанной в 2018 году данными организациями высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в количестве немногим более 19 тыс. пациентов, за вычетом около 2 тыс. пациентов, пролеченных с применением методов, которые в 2020 году будут выведены из перечня видов, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Учитывая, что медицинскими организациями частной системы здравоохранения наиболее высокозатратные виды высокотехнологичной медицинской помощи, такие как трансплантация органов, трансплантация костного мозга, в 2018 году не оказывались, а “низкозатратные” виды (например, по профилю офтальмология, со средним тарифом 90 – 110 тыс. рублей) в общем объеме оказанной медицинской помощи составляют более 40 %, средняя стоимость госпитализации в этих медицинских организациях была определена в размере около 140 – 145 тыс. рублей.
Таким образом, для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в медицинских организациях частной системы здравоохранения 17,3 тыс. пациентов, при средней стоимости лечения, составляющей около 145 тыс. рублей, необходимый объем финансового обеспечения на эти цели на 2020 год составит 2 525,1 млн рублей.
Кроме того, с учетом решения, принятого межведомственным советом при Минздраве России по формированию перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, о включении метода протонной терапии в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в 2020 году для медицинских организаций частной системы здравоохранения необходимо установить плановые объемы данного вида медицинской помощи в количестве 600 пациентов в год, с общим объемом финансового обеспечения в размере 1 474,9 млн. рублей.
Объем финансирования оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в медицинских организациях частной системы здравоохранения в соответствии с основными макроэкономическими параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации планируется увеличить с учетом величины индекса потребительских цен в 2021 и 2022 годах – соответственно на 4,0 % ежегодно.
В целях улучшения демографической ситуации в 2020 – 2022 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни в 2020 году в сумме 16,2 млрд. рублей, в 2021 году – 15,6 млрд. рублей, в 2022 году – 15,3 млрд. рублей. Кроме того, указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.
Расходы на бланки родовых сертификатов предусматриваются с увеличением их стоимости с 11,0 до 12,0 тыс. рублей.
В целях реализации Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” в законопроекте учтены бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца на уровне 2019 года – по 1,3 млрд. рублей ежегодно.
Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса на 2020 год в сумме 21,1 млрд. рублей, на 2021 год – 22,3 млрд. рублей, 2022 год – 27,8 млрд. рублей.
Указанные средства по решению Фонда будут направляться:
на предоставление бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204);
для софинансирования расходов медицинских организаций на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний (в соответствии с поручениями Правительства Российской федерации от 23.04.2019 № ДМ-П14-3355, от 26.04.2019 № ТГ-П12-3549);
на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Фонда, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения;
на оплату расходов Фонда по изготовлению и доставке полисов ОМС единого образца сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели;
на финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2020 год в сумме 1 036,9 млн. рублей, на 2021 год – 950,1 млн. рублей, на 2022 год – 942,1 млн. рублей. Расходы на указанные цели составят в 2020-2022 годах составят 0,04% от общих расходов бюджета Фонда.
Дефицит бюджета Фонда в 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов будет обеспечен доходами с учетом переходящих остатков средств бюджета Фонда.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.