«Наука реставрации»: Более 50 восстановленных шедевров представили в Центре Грабаря
7 октября в Научно-реставрационном центре им. Грабаря открылась выставка «Наука реставрации – опыт поколений», приуроченная к 105-летию мастерской реставрации масляной живописи. В экспозиции демонстрируется более 50 избранных памятников из 22 музеев России, которые в разное время были отреставрированы в Центре. Каждое из них является свидетельством кропотливого труда и мастерства специалистов Центра им. Грабаря, которым удалось восстановить первоначальный облик произведений.
«Выставка имеет цель привлечь общественное внимание к профессии реставратора – человека, сохраняющего наше общее культурно-историческое наследие. Ставится задача рассказать о том, какими знаниями и умениями должен обладать современный реставратор, чтобы его работа была успешной», – отметил генеральный директор Центра им. Грабаря Дмитрий Сергеев.
В экспозиции – шедевры прославленных мастеров отечественного искусства, в том числе Дмитрия Левицкого, Василия Тропинина, Ивана Айвазовского, Константина Маковского и Архипа Куинджи. Кроме того, посетители смогут увидеть произведения малоизвестных художников русской и западноевропейской школ живописи.
На примере этих экспонатов, отреставрированных в мастерской масляной живописи с 1950-х годов, зрители узнают о многообразии характерных для живописных произведений повреждений, о развитии научных методик работы с ними и о современных технологиях консервации и восстановления памятников.
Впервые представлено отреставрированное произведение «Георгины» кисти Игоря Грабаря, имя которого сегодня носит главный реставрационный центр страны. Работа из собрания Чувашского государственного художественного музея была создана им в 1937 году. Выставка также включает произведения из двух музеев, в настоящее время закрытых на реконструкцию, – Пермской государственной картинной галереи и Музея Чеченской Республики.
Особый акцент в экспозиции сделан на исследованиях, сопровождающих реставрационный процесс. Выставка знакомит посетителей с процессом искусствоведческого анализа работ, результатом которого может стать переатрибуция экспоната, а также технико-технологическими исследованиями, позволяющими увидеть подготовительный рисунок под слоем масла и определить материалы, использованные при написании картин.
Посетить временную экспозицию в Центре им. Грабаря можно будет до 10 декабря.